По итогам рассмотрения многочисленных жалоб представителей бизнеса Президент РФ В. Путин поручил ЦБ совместно с Правительством запретить неправомерные блокировки расчетных счетов компаний и ИП, легально размещенных по заявленными ими в установленном порядке юр. адресам.
Суть проблемы в том, что счета довольно часто блокируются финансовыми учреждениями, в которых они обслуживаются, и не всегда имеются для этого основания. Данные изменения должны быть внесены в нормы федерального законодательства в срок до сентября текущего 2018 г.
Неправомерных блокировок счетов больше не будет
В нормативном акте о введении запрета на необоснованные блокировки расчетных счетов, проект которого сейчас готовится, должна быть детализирована процедура и прописаны четкие основания блокировок счетов финучреждениями.
На данный момент такой законопроект еще не разработан, но, не дожидаясь этого, Центробанк опубликовал собственное Указание за № 4760-У о процедуре обжалования деяний кредитных учреждений через специально сформированный для этой цели межведомственный комитет финрегулятора.
Главный банк страны пообещал рассматривать жалобы субъектов отечественного предпринимательства и рядовых россиян результативно и с соблюдением всех их прав и законных интересов.
Как опротестовать необоснованную блокировку счета
Чтобы оспорить неправомерный отказ в осуществлении финоперации или открытии счета, организация/предприниматель должны обратиться с соответствующей жалобой в межведомственный совет регулятора. Для этого можно направить письмо посредством почтовой связи или обратиться через онлайн-приемную ЦБ.
Жалоба составляется в свободной форме. В ней лишь нужно обязательно указать:
- название предприятия;
- ИНН;
- дату госрегистрации;
- полный юридический адрес;
- размер уставного капитала;
- персональные данные (ФИО) лица, которое имеет право без специальной доверенности осуществлять действия от имени организации;
- вид деятельности по ОКВЭД;
- данные о количестве сотрудников предприятия (на момент обращения);
- объем фонда оплаты за труд за последнее полугодие (в тыс. руб.);
- адрес веб-портала компании в интернете (при наличии);
- данные о заявителе в открытых источниках (ссылки указываются по личному усмотрению самого заявителя).
Также к жалобе компания должна добавить копии таких документов:
- свидетельство о государственной регистрации;
- платежный документ, отправленный в банк для осуществления операции;
- зафиксированный отказ банка в возобновлении финоперации;
- претензия к финучреждению и ответ на нее;
- доверенность на официального представителя;
- ОГРНИП (если жалобу направляет ИП).
Межведомственный комитет Центробанка оперативно рассмотрит жалобу, и в том случае, если банк неправомерно заблокировал счет или отказал в его открытии, обяжет восстановить права заявителя. В решении финрегулятора также будет требование удалить сведения о клиенте из Реестра неблагонадежных лиц, которые совершают подозрительные операции по отмыванию прибыли или финансированию терроризма.